В этой статье мы обсудим:
В условиях меняющихся рыночных отношений и нынешней конкуренции следует держать руку на пульсе своего бизнеса. В этом помогают различные аналитические инструменты, в том числе SWOT-анализ. Он предоставляет возможность узнать о внутренних сильных и слабых сторонах предприятия, а также о его внешних возможностях и угрозах.
Что такое SWOT анализ
Это один из самых эффективных инструментов стратегического планирования.
Способ проанализировать различные аспекты бизнеса и определить, насколько он конкурентоспособен. Метод выявляет сильные и слабые стороны вашей компании, а также любые возможности и угрозы, с которыми можно столкнуться на текущем рынке.
Аббревиатура этого термина включает первые буквы элементов анализа и расшифровывается как:
- Strengths – сильные стороны. Характеристики бизнеса, отличающие его на фоне конкурентов;
- Weaknesses – слабые стороны. Признаки, делающие компанию уязвимой на рынке;
- Opportunities – возможности. Их компания может употреблять для развития собственного бизнеса;
- Threats – угрозы. То, что может нанести компании ущерб.
Какова цель SWOT анализа
Важнейшая задача SWOT-анализа – помочь организации увидеть и оценить все факторы, влияющие на принятие решений, а также определить возможности развития.
Кто проводит SWOT анализ
Владелец может проводить SWOT-анализ самостоятельно, ведь обычно именно он видит целостную картину и определяет направление развития бизнеса.
Если это уже компания – в рассмотрении принимают участие руководители направлений – команда из нескольких специалистов из разных департаментов. Это помогает определить и изучить слепые зоны, которые могут негативно влиять на состояние бизнеса или на отношения с клиентами.
Как проводится SWOT анализ
Как только вы запишете все идеи, самое время начать сужать свой список.
Некоторые идеи могут быть соединены в одну. Другие могут быть полностью вычеркнуты, если они слишком расплывчаты или отчасти связаны с темой. Думайте об этом как о процессе отсеивания, чтобы у вас остались только самые лучшие идеи для каждой категории.
Так можно создать окончательный анализ, где будут определены приоритетные области, на которых вам необходимо сосредоточиться в будущем.
Определившись с приоритетами, на которых нужно сфокусироваться, нужно прописать план действий – что конкретно, кому и за какой период нужно сделать.
Обычно проводить SWOT анализ рекомендуется хотя бы раз в год, лучше 2 раза в год. Это достаточно просто, но предоставит вам видение важных шагов для роста компании, бизнеса.
На какие вопросы нужно ответить
Рассмотрим какие вопросы следует внести в SWOT анализа.
-
Вопросы о сильных сторонах:
- Что делает вашу компанию уникальной.
- Что ваша компания делает хорошо.
- В каких сферах вы наиболее успешны.
- Какими ресурсами вы располагаете, дающие вам преимущество над другими.
-
Вопросы о слабых сторонах:
- Какие сферы деятельности нуждаются в наибольшем улучшении.
- Какие негативные вещи о вашем бизнесе вы слышите от клиентов.
- Почему потенциальные клиенты не конвертируются.
- С какими распространенными проблемами вы постоянно сталкиваетесь.
- Где вы чувствуете себя ограниченными.
- Что ваш бизнес мог бы сделать лучше.
-
Вопросы о возможностях:
- Где вы могли бы найти дополнительных перспективных клиентов.
- Какие внешние тенденции могут повлиять на вас положительно.
- Какие будущие события могут быть полезны для развития вашего бизнеса.
- Ваш рынок будет расти в будущем.
-
Вопросы об угрозах:
- С какими конкурентами вы можете столкнуться в будущем.
- Какие тенденции повлияют на вас негативно.
- Находится ли ваш рынок на нисходящей траектории.
- Есть ли какие-нибудь недавние события, которые могут создать для вас проблемы.
Реально оценивать ситуацию и точность оценки всех факторов – залог успеха. Чем запутаннее формулировка, тем менее успешным будет анализ и его результаты.
Чем полезен правильно проведенный SWOT-анализ
- определение возможностей достижения успеха;
- выделение угроз, опасных для бизнеса, и поиск путей защиты от них;
- осознание сильных и слабых сторон бизнеса.
После того как вы составите SWOT-анализ, вам необходимо продумать несколько стратегий, которые будут варьироваться в зависимости от желаемого результата. В этих стратегиях должны использоваться сильные стороны продукта, чтобы исключить угрозы и перекрыть слабые стороны.
Чтобы SWOT-анализ был осуществлен правильно, проводите его вместе с командой ваших специалистов, а также не забывайте учитывать мнение своих покупателей и клиентов.