SWOT анализ

Разбираемся в одном из самых эффективных инструментов стратегического планирования

Статья на 4 мин.

В этой статье мы обсудим:

В условиях меняющихся рыночных отношений и нынешней конкуренции следует держать руку на пульсе своего бизнеса. В этом помогают различные аналитические инструменты, в том числе SWOT-анализ. Он предоставляет возможность узнать о внутренних сильных и слабых сторонах предприятия, а также о его внешних возможностях и угрозах.

Что такое SWOT анализ

Это один из самых эффективных инструментов стратегического планирования.

Способ проанализировать различные аспекты бизнеса и определить, насколько он конкурентоспособен. Метод выявляет сильные и слабые стороны вашей компании, а также любые возможности и угрозы, с которыми можно столкнуться на текущем рынке.

Аббревиатура этого термина включает первые буквы элементов анализа и расшифровывается как:

  • Strengths – сильные стороны. Характеристики бизнеса, отличающие его на фоне конкурентов;
  • Weaknesses – слабые стороны. Признаки, делающие компанию уязвимой на рынке;
  • Opportunities – возможности. Их компания может употреблять для развития собственного бизнеса;
  • Threats – угрозы. То, что может нанести компании ущерб.

Какова цель SWOT анализа

Важнейшая задача SWOT-анализа – помочь организации увидеть и оценить все факторы, влияющие на принятие решений, а также определить возможности развития.

Кто проводит SWOT анализ

Владелец может проводить SWOT-анализ самостоятельно, ведь обычно именно он видит целостную картину и определяет направление развития бизнеса.

Если это уже компания – в рассмотрении принимают участие руководители направлений – команда из нескольких специалистов из разных департаментов. Это помогает определить и изучить слепые зоны, которые могут негативно влиять на состояние бизнеса или на отношения с клиентами.

Как проводится SWOT анализ

Как только вы запишете все идеи, самое время начать сужать свой список.

Некоторые идеи могут быть соединены в одну. Другие могут быть полностью вычеркнуты, если они слишком расплывчаты или отчасти связаны с темой. Думайте об этом как о процессе отсеивания, чтобы у вас остались только самые лучшие идеи для каждой категории.

Так можно создать окончательный анализ, где будут определены приоритетные области, на которых вам необходимо сосредоточиться в будущем.

Определившись с приоритетами, на которых нужно сфокусироваться, нужно прописать план действий – что конкретно, кому и за какой период нужно сделать.

Обычно проводить SWOT анализ рекомендуется хотя бы раз в год, лучше 2 раза в год. Это достаточно просто, но предоставит вам видение важных шагов для роста компании, бизнеса.

На какие вопросы нужно ответить

Рассмотрим какие вопросы следует внести в SWOT анализа.

  • Вопросы о сильных сторонах:

    • Что делает вашу компанию уникальной.
    • Что ваша компания делает хорошо.
    • В каких сферах вы наиболее успешны.
    • Какими ресурсами вы располагаете, дающие вам преимущество над другими.
  • Вопросы о слабых сторонах:

    • Какие сферы деятельности нуждаются в наибольшем улучшении.
    • Какие негативные вещи о вашем бизнесе вы слышите от клиентов.
    • Почему потенциальные клиенты не конвертируются.
    • С какими распространенными проблемами вы постоянно сталкиваетесь.
    • Где вы чувствуете себя ограниченными.
    • Что ваш бизнес мог бы сделать лучше.
  • Вопросы о возможностях:

    • Где вы могли бы найти дополнительных перспективных клиентов.
    • Какие внешние тенденции могут повлиять на вас положительно.
    • Какие будущие события могут быть полезны для развития вашего бизнеса.
    • Ваш рынок будет расти в будущем.
  • Вопросы об угрозах:

    • С какими конкурентами вы можете столкнуться в будущем.
    • Какие тенденции повлияют на вас негативно.
    • Находится ли ваш рынок на нисходящей траектории.
    • Есть ли какие-нибудь недавние события, которые могут создать для вас проблемы.

Реально оценивать ситуацию и точность оценки всех факторов – залог успеха. Чем запутаннее формулировка, тем менее успешным будет анализ и его результаты.

Чем полезен правильно проведенный SWOT-анализ

  • определение возможностей достижения успеха;
  • выделение угроз, опасных для бизнеса, и поиск путей защиты от них;
  • осознание сильных и слабых сторон бизнеса.

После того как вы составите SWOT-анализ, вам необходимо продумать несколько стратегий, которые будут варьироваться в зависимости от желаемого результата. В этих стратегиях должны использоваться сильные стороны продукта, чтобы исключить угрозы и перекрыть слабые стороны.

Чтобы SWOT-анализ был осуществлен правильно, проводите его вместе с командой ваших специалистов, а также не забывайте учитывать мнение своих покупателей и клиентов.

Читать еще про налоги в Украине

Ответы на вопросы, которые вас интересуют

Налоговая скидка на обучение

Налоговая скидка на обучение

Вторая группа единого налога: деятельность, налоги, ограничения

Вторая группа единого налога: деятельность, налоги, ограничения

Кешбек: нужно ли декларировать

Кешбек: нужно ли декларировать

Нарушения, за которые ФОП могут лишить единого налога

Нарушения, за которые ФОП могут лишить единого налога